Священный лес или Сад чудовищ
Самый экстравагантный и необычный памятник итальянского Возрождения находится в маленьком городке Бомарцо, что всего в часе езды от Рима.
Долгие годы это место называли «Парком диковин», или «Священным лесом» – «Сакро Боско» (итал. Sacro Bosco). Если быть более точным, то Сад чудовищ находится у замка семьи Орсини.
Священный лес это садово-парковый ансамбль, одно из выдающихся наследий итальянского ренессанса.Впервые парк упоминается в письме поэта Аннибале Каро (1564).
Нынешнее наименование, «Сад чудовищ», возникло лишь в XX столетии и серьёзно всколыхнуло интерес к достопримечательности Бомарцо.
Парк украшает множество мифологических скульптур и фантастических сооружений, высеченных из скал. Сад чудовищ «населяют» около 30 скульптур мифологических героев и фантастических сооружений. В парке «живут» две сирены, Протей, Пегас, дракон, слон Ганнибала, Геракл и Афродита, гигантская черепаха, 2 Цереры, пёс Цербер и другие. Из сооружений стоит отметить Падающий дом, Храм вечности и крохотный Сад природы.
Парк был сооружен при кондотьере Пьере Франческо Орсини, иначе — Вичино Орсини (1528—1570 или 1574, 1588) и его строительство началось в 1548, а завершилось в 1580.
Парк был спроектирован архитектором Пирро Лигорио (примерно 1510-1583), работавший также над ансамблем виллы д’Эсте в Тиволи.
На первом этапе ни о каких чудовищах речь не велась — герцог строил обычный парк: деревья, аллеи, фонтаны. Однако в 1560 году в жизни Орсини происходит трагическое событие, навсегда перевернувшее его жизнь: от несчастного случая в недостроенном замке погибает горячо любимая его жена Джулия. С этого момента кондотьер решает увековечить память о своей жене в аллеях, усеянных странными фигурами мифологических существ, и назвать своё детище «Парком диковин». Из храма жизни сад превращается в царство мёртвых, которое населили образы, связанные со смертью и потусторонним миром.
В парке есть Храм посвященный жене Вичино Орсини — Джулии Фарнезе, умершей в 1560 году. Храм был спроектирован архитектором Джакопо Бароцци да Виньола.
Для всех, кто ступает на территорию «Сакро Боско», путешествие в мир фантазий итальянского герцога начинается с колоссальной пятиметровой скульптуры, изображающей героя поэмы Ариосто «Неистовый Роланд», который разрывает надвое опрокинутого вниз головой противника.
Размеры статуи подавляют посетителя, вселяя чувство тревоги и страха. В XVI столетии в этой скульптуре видели поединок Геракла с царицей амазонок Ипполитой. Полностью отрицать эту версию нельзя, ведь каждое изваяние в парке задумывалось, как головоломка, требующая не только эрудиции, но и знания античной мифологии и литературы.
Продолжая прогулку по «Сакро Боско», есть возможность немного поупражняться в расшифровке загадок итальянского Ренессанса. В гигантской каменной черепахе с возвышающейся крылатой женской фигурой человек просвещённый тут же узнает эмблему фортуны. Образ быстротечной славы и изменчивой фортуны соединяет несоединимое – стремительность полёта с черепашьей медлительностью. В качестве девиза служит знаменитое латинское изречение: «Festina lente», в котором все любители древней словесности узнают призыв: «Спеши медленно». Прислушайтесь к мудрой черепахе: «Сад чудовищ» таит в себе множество обманчивых троп и опасностей для неосведомленного путника.
Путь к верхним террасам «Сакро Боско» лежит сквозь небольшой накренившийся дом, вот-вот грозящий обрушиться: здесь кажется, что сама земля уходит из-под ног. В одном из окон видно лишь голубое небо, в другом – участок парка, символизирующий царство Венеры и земной любви. Впрочем, специфическая конструкция дома делает все скульптуры искажёнными. То, что представлялось изящным и стабильным, показано неустойчивым и зыбким: безумие любви ничто в сравнении с божественно совершенной природой.
По дороге вам предстоит познакомиться с десятком величественных фигур, высеченных из скальных выступов: с пожирающим человека слоном, с напавшими на дракона собаками, с Пегасом, Протеем, сиренами и Афродитой.
И не забудьте заглянуть во Врата Преисподней – в царстве мёртвых они, как водится, в наличии. Это идеальное место, чтобы укрыться от летней жары: в голове Орко, королевы преисподней, даже при сорока градусах выше нуля посетители чувствуют себя комфортно.
Попадая в адскую пасть, гости оказываются участниками крайне легкомысленного застолья: язык чудовища здесь служит столом, а зубы – скамьями. При этом пространство грота организовано таким образом, что голоса пирующих звучат гулким эхом, напоминая жуткие стоны грешников. «Оставь раздумья всяк сюда входящий», — гласит надпись вокруг входа-рта, отсылая к описанию ада в «Божественной комедии» Данте.
Блуждание по неровной почве среди чудовищ – ещё и неплохой способ подтянуть свои знания по мировой литературе.
А также по мировой живописи, музыке и кинематографу – «Сакро Боско» вдохновил на создание романа, оперы, фильма, живописных полотен.
Парк всегда привлекал романтически настроенных любителей искусства, мечтавших лично увидеть, где черпали своё вдохновение великий Сальвадор Дали, загадочный Жан Кокто и непревзойдённый Микеланджело Антониони.
На посетившего, в своё время, Священный лес Сальвадора Дали, увиденное оставило столь сильное впечатление, что мотивы из парка можно увидеть в картине Искушение Святого Антония (1946). Сальвадор Дали не единственный из художников, кто искал здесь вдохновения. Здесь бывал также известный пейзажист Карел Виллинк, использовавший мотивы из Сада чудовищ в своих заколдованных пейзажах.
Микеланджело Антониони также решил воспользоваться наследием ренессанса и в 1950 году снял о саде документальный фильм «Вилла чудовищ».
Сад и его необычные скульптуры упоминаются также в историческом романе (1962) Мануэля Мухики Лайнеса «Бомарцо», а также в одноименной опере Альберто Джинастеры (1967), написанного по мотивам романа.
Когда Ники де Сен-Фалль в течении нескольких десятилетий работала над своим «Садом игры в Таро», она также вдохновлялась скульптурами Священного леса.
В средине ХХ века полуразрушенный парк был приобретен семьей Беттини, которая отреставрировала его совместно с Институтом истории и архитектуры Рима и Французской академией в Риме. Парк был вновь открыт для посетителей в 1954 году.
Нынешний владелец парка, Джованни Беттини, утверждает, что каждую весну «Сакро Боско» празднует триумфальное возрождение к жизни, демонстрируя союз обновлённых сил природы со спящим царством мёртвых.
Существует предположение, что парк построен по мотивам «Сна Полифила», поэмы «Флоридант» Бернардо Тассо и написанному Ариосто «Неистовому Роланду». Их аллегорическая символика не единожды толковалась исследователями.